Латышское народное творчество
Латвия: статьи: Латышское народное творчество
Одним из самых интересных и самобытных видов современного народного творчества Латвии является художественная керамика. В жизни латышского народа, как свидетельствуют археологические находки, керамика всегда имела большое значение. В течение тысячелетий исскусство «огня, воды и глины» совершенствовалось и обогащалось. Развитию керамического искусства способствовала работа выдающихся мастеров, которые, как правило, были в каждом центре гончарного производства. Так, в конце ХIХ- начале ХХ века в Видземе широко было известно творчество Е. Дранда. Он первым из латышских мастеров принял участие в международной выставке в Милане в 1906 году и получил серебряную медаль.
Однако наиболее богатые традиции гончарного искусства сложились в Латгале (ударение на первый слог). Здесь изготовлением бытовой и декоративной керамики занимались во многих деревнях. У латгальской керамики свой особый неповторимый облик, благодаря которому её легко можно узнать: волнообразный край сосудов, рельефные и фигурные украшения. Широкие волнистые полоски, прикрепляемые к сосуду одна под другой, создают удивительный наряд из ”оборок” и ”юбочек”. Сейчас для украшения изделий используют и технику гравировки. Тонкий растительный или геометрический орнамент наносят с помощью зубчатого колёсика, иголки или гвоздика. Но главное, что отличает латгальскую керамику, это способность гончаров превращать любой глиняный предмет в ликующее, изумительное по красоте изделие. И всё это достигается очень ограниченным набором глазурей: зелёной, жёлтой, коричневой.
Самостоятельным видом латгальской керамики является мелкая пластика. Её образный мир насыщен мотивами народных сказок и преданий, комическими сценами из народной жизни. Фигурки животных, фантастических всадников и особенно чертей (”рогатой глиной” метко называют эти изделия в народе) вылеплены в своеобразной грубоватой манере. Образы их многолики и непохожи один на другой.
Искусство старейших латгальских мастеров А. Шмулана, П. Вилцана, А. Паулана, С. Калве и других принесло заслуженную славу народному промыслу. Изделия латгальских мастеров неоднократно получали самые высокие награды на выставках как у себя в стране, так и за рубежом. Молодые художники не только развивают наследие старых мастеров, но и создают новые, ранее не свойственные латышской керамике формы. Их творческие поиски связаны также с применением керамики в быту – это садовая керамика, скульптура малых форм, создание керамических ансамблей, использование керамики для оформления зданий и интерьеров. Судя по работам латышских керамистов, их древнее искусство обещает в будущем ещё много нового и неожиданного.
Традиционнам видом латышского народного искусства является ткачество, которое уже в IX-XII веках в Латвии находилось на довольно высоком уровне. До середины XIX века почти все необходимые в быту ткани изготовлялись дома.
Тканные покрывала часто были единственным украшением полутёмной крестьянской избы, выделяясь на ней красочным пятном. В торжественных случаях стены жилища украшали тканями. На свадьбе за спиной молодой пары вешали узорную ткань. В любой деревне можно было встретить знаменитых ткачих. Многим невестам помогали они готовить приданое. Разные ткани девушка-невеста готовила в подарок родственникам жениха и гостям. В ряде мест во время свадьбы невеста должна была подарить свёкру и свекрови ”полное приданое”, то есть одеть их с ног до головы. Гостей одаривали яркими тканными поясками, которыми не только подпоясывали одежду, но и употребляли их вместо вожжей в свадебных упряжках.
В тех местах, где один только земледельческий труд не мог прокормить население, стали развиваться ремесленные центры ткачества. Из среды талантливых ремесленников вышли многие выдающиеся мастера народного искусства.
В каждой этнографической области издавна сложились свои приёмы изготовления тканей, свои излюбленные орнаментальные композиции и сочетания цветов. Так, например, кУрземские одеяла можно было узнать по своеобразному оформлению концов. Полоски на концах резко контрастировали с цветовой гаммой основного фона.
В ВИдземе преобладали одеяла в мелкую клетку, в то время как в Латгале ткали в крупную клетку. Бесконечным числом вариантов был представлен узор ”солнышко” – орнаментальный мотив из ярких розеток, которые в строго геометрическом порядке расцветали на довольно сдержанном коричневом, сером, чёрном фоне.
В целом для латышских тканей характерен геометрический орнамент и мягкие цветовые тона, потому что использовались натуральные красители: листья и почки деревьев, корешки трав. Из поколения в поколение бережно передавались народными ткачихами сотни орнаментов и цветовых сочетаний.
Нередко народные мастерицы собирали образцы тканей, сворачивали их в рулон и хранили для своих дочерей и внучек. Вот почему и в наши дни почти в любом латышском доме можно увидеть многоцветные ткани: ткани-ковры, занавеси, скатерти, покрывала и другие изделия.
Особым признанием пользуются латышские гобелены. Их отличают декоративность, красочность, фантазийные композиции, которые достигаются смешанной техникой: плотным переплетением, свободно висящими нитями пряжи, ворсовой поверхностью или рельефом. Эти гобелены широко используются для оформления театров, ресторанов, кафе. О признании достижений латышских мастеров говорит тот факт, что первый международный симпозиум художников по текстилю был проведен в Риге.
К значительным явлениям латышского прикладного искусства следует отнести обработку металла. Для неё характерны богатство форм и высокой художественный уровень исполнения. На протяжении многих веков это искусство знало свои взлёты и падения, многие виды изделий исчезли и появились новые.
Неизменной осталась только сама традиция изготовления различных предметов из металла.
Любимым украшением латышей всегда была сакта – медная, латунная или серебряная брошь, отделанная янтарём, недорогими камнями или шлифованными стёклами. Сакта, как говорили в народе, скрепляет дружбой семью, родню. Поэтому её дарили и дарят только близким людям. Сакту очень ценили, она была у любого латыша.
Как на удручала б Яна Пустота в его кармнах, Сакту не продаст батрак, -
поётся в одной из народных латышских песен. Сакты были любых размеров, маленькой застёгивали ворот рубахи, большой скрепляли ”виллайне” – наплечное покрывало.
Формы сакт и традиции их ношения были неодинаковы в разных районах. На юге Курземе ”виллайне”скрепляли на плече так называемыми ”кучевЫми сактами” – набором сакт, наложенных одна на другую. В Латгалии ”виллайне” набрасывали на оба плеча и скрепляли на груди одной большой сактой.
Распространены были кованые сакты с выпуклостями наподобие пузырьков, украшенными гравировкой. Мелкие и крупные выпуклости на сакте образовывали цветочный узор или узор ”солнышко”. Популярны были сакты с подвесками, славились янтарные сакты: круглые, сердцеобразные и с подвесками из янтаря.
В настоящее время латышские мастера работают почти во всех отрослях художественной обработки металла. Их изделия весьма разнообразны: от монументальных предметов, употребляемых для украшения зданий или улиц, до тончайших ювелирных украшений. И по-прежнему сакта, как говорят модельеры, собирает наряд, связывает воедино традиционную шаль-накидку и современное платье. Сакта всегда возглавляет ансамбль, подчёркивает традиционные для латышей зелёные, жёлтые, серые, кирпичные цвета. И, конечно, сакта обязательно входит в праздничный национальный костюм. Не случайно даже самый популярный магазин подарков в Риге называется ”Сакта”.
По сложившейся традиции Праздники Песни Латвии всегда сопровождаются выставками и ярмарками народного прикладного искусства. Кроме керамики, тканей, изделий из янтаря и металла вы увидите сотни работ по дереву, вязаные изделия, а также плетёные изделия из льна.
© Источник: Рудольф Итс "У Янтарного моря", М., "Русский язык", 1983, с. 140-145.
вернуться к списку
|